Последний комментарий  

Невероятные факты и легенды, мифы и обычаи самурайского сословия древней Японии. Возможности японского меча (катана) и духовная составляющая его владением. Самурайские учение и мировоззрение.

Невероятные факты и легенды, мифы и обычаи самурайского сословия древней Японии. Возможности японского меча (катана) и духовная составляющая его владением. Самурайские учение и мировозрение.

Настоящим ценителям ножей, мечей и прочих острых ножевых инструментов будет интересно узнать о невероятных исторических фактах, мифах и легендах самурайских мечей и собственно о обычаях таких неоднозначных японских сословий древности как самураи. На нашем сайте Knife.kiev.ua мы постараемся изложить наиболее интересные и необычные факты истории, которые нашли своё документальное подтверждение в трактатах и сочинениях писцов древности. В этой статье Вы найдёте много полезной и поучающей информации о главном оружии настоящего самурая – мече самурая, а также о самых известных ножевых превосходствах и преимуществах настоящей катаны.

Собрание самураев перед боем, 19 век

В начале нашего рассказа следует отметить наиболее важные моменты превосходства катаны над другим холодном оружием того времени, а также современности, которые были подтверждены историками и специалистами в области ножеделия. Многие из этих фактов неоднократно подвергались удачному или неудачному опровержению, однако действительность этих повествований навсегда останется в дебрях истории и будет пересказываться носителями японской культуры ценящим потомкам. Итак…

Следует отметить, что настоящие боевые качества самых лучших японских мечей в настоящее время оценить практически невозможно. Это обуславливается сверхвысокой ценой на такие мечи, их коллекционной пренадлежностью для современников и сравнительно разным изготовлением, предназначением и уходом, так как возможности разных мечей применимы для разных боевых ситуаций по разному. Так например сверхострая заточка меча для наибольшей остроты предназначеная для выполнения трюков с моментальным разрезанием поверхности либо упругого материала в воздухе окажется совершенно непригодной при колотых ударах таких материалов как прочные доспехи и щит. Как уже упоменалось уникальность таких японских древних мечей не оставляет шансов для их тестирования в полной мере, так как стоимость подобных экземпляров исчисляется сотнями тысяч доларов. Так например около 10 лет назад одна из катан произведённая одним из признаных мастеров древности была продана с аукциона обеспеченому коллекционеру в частную коллекцию за 600 000$ Стоимость других подобных произведений искусства находится в этих же пределах, при этом некоторые особо ценные мечи оцениваются на сегодняшний день в 1 милион доларов.

До нашего времени из древности и средних веков дошли такие известные и распространены сказания и легенды о сверх возможностях оружия и отношении кнему со стороны владельца. С удовольствием предоставляем Вам информацию об отдельных наиболее известных легендах и фактах о возможностях японского меча и духовной составляющей его владением. Катана

- Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал также и бороду жертвы, что конечно подтверждало его невероятную остроту.

- Меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал и колени провинившегося.

- Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (в переводе – «боб»), потому что упавший на его лезвие боб моментально разрезался на две части.

- Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Изначально такой пример поднятия мужества и патриотичности у солдат был взят из факта древней истории Японии о том как испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Однако в действительности материал и толщина стали ствола пулемёта гораздо прочнее ствола ружья (даже не увлекающемуся огнестрельным оружием человеку понятно – ствол пулемёта изначально должен выдерживать повышенные, в сравнении с ружьём, нагрузки из-за повышенной используемости и эксплуатации), поэтому данный миф является только красивой легендой нежели былью, что и было подтверждено экспертами познавательной телепередачи «Разрушители мифов». Ими был опровергнут миф о том, что был перерублен ствол пулемёта путём использования повышенной, в сравнении с человеческой, силы робота. В данном эксперименте робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог только погнуть ствол пулемета M2HB, но не перерезать его. Но следует также отметить, что легенду о перерубке ствола ружья никто не опровергал, тем более что в вышеуказанном эксперименте использовался лишь приближённый по качественным характеристикам меч, а не настоящий. Древний воин – самурай.

- В 1662 году испытатель мечей Ямано перерубил мечом «синто» - два тела трупов, уложенных один на другой. И, как не странно, это достижение не являлось успехом в полном разумении, так как во времена древних военных конфликтов с участием самураев бытовало мнение о оценке остроты меча, который был способен перерубить !!! четыре тела трупов убитых противников. Поэтому испытания Ямано не считалось уникальным результатом.

- Искусный мастер обращения с оружием и ножевого боя Кадзивара Нагато обладал настолько острым мечём и владением оружия, что мог на лету в акробатическом прыжке разрубить ласточку.

- Этика «кэн-до» и трепетное отношение к мечу в древние времена в Японии были обязательными и неотъемлемыми составляющими частями кодекса самурая. Меч считался особо важным предметом, символизирующим власть императора. Меч в те времена воспринимали как важную характеристику того, какое положение воин занимает в обществе. Меч воплощал в себе чистоту духа, поэтому его считали самым лучшим подарком, который можно преподнести, дабы он передавался по наследству из поколения в поколение.

- Распределение мечей между сыновьями владельца в древней Японии всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев.

- С пяти лет мальчики - будущие воины опоясывались деревянными мечами, которые вскоре заменялись настоящими.

- Высшей доблестью считалось умереть в бою , сжимая рукоять меча. Эта традиция не исчезла вместе с эпохой самураев. Во время Второй мировой войны в 1943 году был сбит самолет японского адмирала Исироку Ямамото. Когда нашли останки самолета, увидели, что обгоревшие руки мертвеца сжимали рукоять самурайского меча.  Лезвие клинка катаны

- Настоящий самурайский меч , выкованый оружейником, мастером своего дела обладал огромной прочностью. Им можно было перерубить, например, другой меч, менее высокого качества. Или самурайские доспехи. Или человека от плеча до пояса. Такая прочность достигалась благодаря многократной проковке меча и его особому строению. Внутри помещалась более мягкая сталь, снаружи более твердая. Меч проковывался десятки тысяч раз. Получался клинок из множества накованных друг на друга слоев железа. Такие слоя исчислялись тысячами. По своей прочности эти мечи не уступали знаменитым дамасским клинкам .

- Процесс изготовления клинка был долгим и кропотливым и мог длиться годами. К работе над мечом в целом оружейник готовился, в том числе и духовно. Соблюдал пост, воздерживался от неблаговидных поступков, от дурных мыслей. Создатель меча должен быть без пороков, в противном случае и созданное им оружие будет с дефектом. Что касается физических дефектов, если в своей работе мастер находил изъян, то меч, хотя на него было потрачено много времени и труда, обязательно уничтожался, дабы не опорочить честь оружейника в связи с возможностью изготовления некачественного меча.

- С XII века катаны стали непременным атрибутом японской аристократии. После революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца, катаны утратили свое привилегированное положение, но как культурная реликвия остаётся историческо-ценной и на сегодняшний день.

- Меч Катана существенно отличается от любых других мечей, изобретенных человечеством. По гибкости, остроте и прочности катаны превосходят арабские булаты, не говоря уже о европейских мечах. Большинство специалистов бескомпромиссно считают катану лучшим длинным клинком в мире.

- В всемирноизвестном фильме «Убить Билла» режиссер Квентин Тарантино допустил серьезную погрешность во времени и способе изготовления катаны. Согласно японским традициям, оружейник, сковавший клинок, никогда не стал бы заниматься изготовлением фурнитуры - для этого у него были помощники. В действительности, катана представляет собой целый конструктор как результат труда многих человек, и настоящий самурай всегда имел несколько комплектов принадлежностей для своего меча. Самурай - 1870 год. Клинок передавался по наследству из поколения в поколение, и в зависимости от разных обстоятельств облик катаны менялся. Например, на войне нужно было придать мечу аскетичный угрожающий облик, а на свидание с дамой самурай мог явиться с богато украшенной катаной, подтверждающей обеспеченность владельца.

- Катана получила такую широкую известность во многом благодаря технологии ее изготовления. Самое основное в любой катане – это металл, для изготовления клинка предназначалась особая железная руда, содержавшая примеси молибдена и вольфрама. Согласно некоторым данным многие оружейники закапывали прутки металла в болото на 7-8 лет, чтобы ржавчина выела слабые места в изделии, после чего оно отправлялось к кузнецу. Кузнец расплющивал прутки специальным молотом, превращая их в фольгу, потом эта фольга складывалась и снова сплющувалась. В результате готовый клинок содержал в себе около 50000 слоев прочнейшего металла. Последний этап в производстве меча это закалка в жидкой глине, в процессе которой на клинке появлялась тонкая матовая полоска – якиба. Известные мастера ставили на хвостике клинка свою подпись, но во времена наказаний за производство мечей многие мечи ушли к хозяевам без ярлыка мастера. По окончании ковки и закалки меч в течение 2-х недель полировался до зеркального блеска, и лишь после этого работа считалась законченной.

- Многие эксперты по стародавнему клинковому оружию утверждают что настоящая катана была самозатачивающейся из-за упорядоченного движения молекул. Достаточно было повесить клинок на стену, чтобы через определенное время вновь получить острое, как бритва, лезвие. Клинок подвергался поэтапной шлифовке: девять шлифовальных кругов уменьшали зернистость, после чего мастер лично полировал его пылью древесного угля.

- Обычно мастер-оружейник создавал клинок в одиночестве либо с избранным учеником, которому из уст в уста передавал свои знания и опыт, однако достоверно известно что в этом процессе никогда не принимало участие более 2 человек.

- Процесс изготовления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известно немало случаев, когда глава самурайского рода заказывал мастеру изготовление катаны для своего новорожденного сына, чтобы по взрослении наследника и окончании его обучения он мог получить свой меч изготовленный специально для него по заказу многолетней давности.

- В феодальной Японии тренировка применения новой катаны, а также её возможностей выглядела очень жестоко. Только что созданными мечами рубили заключенных, чтобы посмотреть, какое воздействие клинок оказывает на кости и ткани человека и проверить его пригодность.

- Меч катана по своей форме имел слегка изогнутое лезвие именно с практичной точки зрения. Такая форма лезвия позволяла клинку дольше оставаться в разрезе, тем самым, глубже проникая в рану. Многие боевые приемы самураев специально задумывались так, чтобы, используя всего 10-15 см кончика меча проникать в тело на 5–10 см. Это позволяло гораздо легче и быстрее сделать разрез и выдернуть меч для дальнейшего использования.

- Схватка на катанах среди опытных фехтовальщиков продолжалась всего несколько секунд, поэтому самураи стремились овладеть разнообразной тактикой, чтобы можно было её применить до первого удара или после. Среди самых распространённых приёмов было дать сопернику возможность первым сделать как минимум замах и как максимум удар. В промежутке между этими действиями или сразу после них выжыдающий соперник мог мгновенно поразить напавшего первым неприятеля сосредоточившись на действующей цели и увельнувшись от выпада. То есть попросту говоря – если воин ошибся нанося удар первым – его ждёт моментальная погибель от встречного приёма соперника. Во всем этом лежит задумка – обмануть соперника, этим же смыслом наделены почти все битвы на катанах. Движением глаз и тела самурай представлял врагу определенную картину, в рамках которой тот атаковал, и в ответ действовал неожиданно. Самураи настоящих древних учений никогда не размахивали своими мечами, а сохраняли хладнокровие вплоть до решающего мгновенья. Они прекрасно понимали, что если ты первым ударом не смогут повергнуть врага – времени на второй уже не будет.

Вторая часть нашего небольшого рассказа будет посвещена причинам высокой культурной и исторической ценности японских мечей, а также некоторым наиболее интересным фактам и легендам.
Самурай в доспехах.
На сегодняшний день большинство коллекционеров оружия во всем мире ценят японский меч весьма высоко. В первую очередь ценились качественные характеристики мечей в связи с их предназначением. Для своего веса это сильнейшее оружие того времени, оно прекрасно сохраняет заточку лезвия. Самураи считали, что каждый клинок имеет душу. И душа этого меча состоит из помыслов создателя в процессе производства, поэтому в моменты работы над производством кузнец обязан был быть чистым помыслами и деяниями. В душу меча также входили благородные поступки его обладателя. Уникальная кривизна лезвия и соответственный профиль деревянных ножен позволяют быстро вытащить меч и перевести в позицию для нападения или защиты. Мягкое дерево нежно вмещает клинок, впитывает смазку, защищая его от ржавчины. Так как изготовление мечей являлось традиционным японским искусством, уважающий себя мастер-кузнец собирали богатый железом песок и сами плавили сталь для меча.

В технологии плавки стали были применимы разные секреты, однако почти все мастера для получения заготовки накладывали тысячи слоев стали один на другой. В итоге проковки такого набора создавалась особая молекулярная структура металла, отличавшаяся чрезвычайной твердостью и способностью сохранять высокую остроту лезвия очень долгое время. Закончив изготовление, большинство кузнецов отдают изделие на полировку для придания формы и остроты клинку либо занимаются этим самостоятельно, но такое было редкостью. Далее создаются ножны и другие аксессуары. Каждый этап создания меча длится долгое время из за тщательности и необычайной внимательности к каждому процессу, а также по привычке, так как в древние времена правительством Японии был издан указ согласно которому каждый кузнец имел право изготавливать не более одного меча в месяц дабы увеличить качество создаваемых предметов.

ЛЕГЕНДА о первой катане и мастере Амакуни.

Первый японский самурайский меч - катана был сделан оружейником Амакуни из провинции Ямато предположительно в начале IIX века нашей эры (710 г. предположительно). Амакуни был начальником группы оружейников, чьей задачей было обеспечивать мечами солдат императорской армии в IIX веке н.э.
Однажды Амакуни и его сын Амакура стояли в дверях своей кузницы и смотрели как возвращаются с войны изнемогающие от боя солдаты. Японский император проскакав мимо Амакуни даже не взглянул в его сторону, хотя обычно притормаживал чтобы отметить знаком внимания своего лучшего кузнеца и вдохновить его на новые кузнечные подвиги в искусстве изготовления мечей. Амакуни всегда с нетерпением ждал похвалы своего правителя для осознания своей значимости в общей победе войска. Затем он заметил, что почти половина возвращающихся солдат несут сломанные мечи и понял причину негодования императора. Выплавленные им мечи не выдерживали технической и качественной конкуренции со стороны оружия противника. Амакуни собрал у солдат несколько экземпляров сломанных мечей и стал их изучать. Причину он понял очень быстро, оказалось что хрупкость клинка обуславливалась неправильный подходом к процессу ковки и закалки. При рубящем ударе о твёрдый материал, каким являлись доспехи противника, металл крошился и меч ломался. Солдат в данной ситуации оказывался абсолютно безоружным. После игнорирования Амакуни императором кузнец поклялся изготовить сверхпрочные мечи для рубящих и колотых ударов.

Согласно легенде Амакуни и его сын заперлись в кузнице и молились семь дней и семь ночей Богам Синто чтобы сами боги благословили материал для стали и его стремление к совершенству. После духовного воодушевления Амакуни выбрал лучшие образцы песчаной руды и обогатил их другими углеродосодержащими составляющими. В течении месяца кузнец и сын медленно и упорно работали над новыми мечами и изнемогающие, бледные и ослабленные от изнурительных испытаний вышли на люди показать свои достижения. Мечи представленные людям были с искривлённым клинком, а также односторонней заточкой клинка, они были выкован из нескольких разнородных железных пластинок. Поначалу другие кузнецы не приняли эту форму меча достаточно удачной, но, несмотря внимания на всестороннюю критику, отец и сын принялись полировать клинок и занялись его доводкой. На протяжении несколько последующих месяцев Амакуни и его сын изготовили много аналогичных усовершенствованых мечей.

Когда на следующую весну снова прогремела война и солдаты вновь возвращались с боя Амакуни стоял в дверях и вёл подсчёт уцелевших мечей - 1,2,3…29:30,31. Какого же было его удивление когда он увидел что все выкованные им мечи вернулись с фронта без повреждений! А когда император скакал мимо его кузнецы - он поприветствовал мастера: "Ты настоящий мастер-оружейник! Ни один из твоих мечей не подвёл в сражении!" . Амакуни возрадовался и объявил всем, что выполнил дело своей жизни.

Также любому человеку, который интересуется холодным оружием будет интересно узнать о самых известных легендах, обычаях и историях с участием самураев, дошедных до наших времён. Далее Вы можете узнать наиболее необычные исторические сказания о японской культуре времён самурайского бытия.

«Дзюнси» - самоубийство верных.

Согласно «бусидо» — кодексу чести самурая — его жизнь полностью и абсолютно принадлежала хозяину. В средневековых войнах достаточно было убить война-господина, чтобы все его самураи совершили самоубивство по этой причине, правильно называемое - «дзюнси». «Дзюнси» («junshi») иногда переводится как «убийство из-за верности» и является подвидом традиционного японского ритуального самоубийства «сэппуку». Первоначально «дзюнси» как таковое совершалось только если господин был убит в бою, а его естественная смерть (от старости или болезни например) не являлась основанием для совершения подданным самоубийства. Эта практика описывается ещё в китайской летописи, созданной в VII веке и описывающей «людей Ямато». По данным «Вэйчжи» («Weizhi», «Хроника Вэй»), в 646 году указом было запрещено «дзюнси», но естесственно самоубийства происходили ещё на протяжении многих веков.

В эпоху сёгуната Токугава о войнах и сражениях практически ничего не знали и «дзюнси» постепенно стало повсеместной практикой даже в случае совершенно привычной, мирной смерти хозяина. Так досконально известно что после смертей Мацудайры Тадаёси (Matsudaira Tadayoshi) и Хидэясу (Hideyasu) произошло 1607 самоубийств. Сила верования в духовные каноны заставляла совершать самоубийства даже самых высокопоставленых лиц при дворе. Например, после смерти Токугавы Хидэтада (Tokugawa Hidetada) добровольно ушёл из жизни его старший советник, имеющий знатное положение в обществе, а после смерти Токугавы Иэмицу (Tokugawa Iemitsu) покончили с собой 11 его ближайших советников и двое старших советников. Со временем ритуальные самоубийства «дзюнси» совершались так распространённо, что стало восприниматься как правило даже выше законов. Правительством «дзюнси» было запрещено в 1663 году, однако практика ритуального самоубийства по прежнему продолжала своё существование. В 1668 году, когда скончался высокопоставленный даймё Окудайра Тадамаса (Okudaira Tadamasa), один из его вассалов совершил «дзюнси». Узнав об этом и для устрашения наказания за запрещённое деяние сёгунат (правительство) принял решение убить всех его детей, а также выслать всех прочих родственников семьи из занимаемых ими земель на другие - поменьше.

Сила верования и соблюдение обычаям простым населением не могло повлиять любые запреты поэтому случаи «дзюнси» всё равно продолжались и в итоге этот вид самоубийства был запрещён повторно, в 1683 году. Одним из последних и нашумевших случаев ритуальных самоубийств после гибели господина стало двойное убийство генерала Ноги и его жены после смерти императора Мэйдзи в 1912 году.

Интуиция – главное оружие самурая.Девушка - самурай

В древной Японии особое внимание духовного воспитания воинов уделялось развитию интуитивного чувства приближающегося противника. Так например школа Ягю-Синкагэ уделяла этому духовному развитию наибольшее внимание. Каждый воин должен был интуитивно предчуствовать неожиданное нападение противника и прочих опасностей. Наивысшей вехой в развитии интуиции согласно традициям школы Ягю-Синкагэ начинается с постижения техники правильного поклона. Стоило ученику опустить голову слишком низко и перестать следить за окружающим пространством, как он тут же получал неожиданный удар деревянным мечом по голове, что показывало его неготовность к скрытым опасностям. Такая практика в учениях продолжалась до тех пор, пока ученик не обучался ускользать от внезапных предательских ударов, не прерывая поклона.

В самом начале становления данного учения воинов учили еще более безжалостно. Чтобы пробудить в ученике необходимые для выживания и противостояния качества, мастер наносил серьёзные удары из под тишка в течении всех суток каждый день. В любое время не зависимо от того чем занимался ученик, а он мог выполнять обычную бытовую работу у мастера в доме либо вообще спать, мастер мог незаметно подкрадшись ударить подчинённого палкой, чтобы тот не раслаблялся не на миг. В конце концов ученик ценой шишек и собственной боли начинал предчувствовать приближение своего мучителя и думать, как избежать ударов, находясь в постоянном самоконтроле всё время. С этого момента наступал новый этап учений, более суровый, так как мастер вооружался уже настоящим оружием и применял уже настоящие боевые приёмы от которых ученик должен был молниеносно уворачиваться и обороняться.

Одним из сильнейших мастеров этого умения «дзансин» считался сам Ягю Мунэнори. Согласно легенде однажды обычным весенним днем он вместе со своим юным оруженосцем любовался цветением сакуры в своем саду. Вдруг его стало одолевать чувство внезапной опасности. Ему казалось что кто-то готовится нанести ему удар в спину. Мастер осмотрел весь сад, но ничего подозрительного не обнаружил. Оруженосец, изумленный странным поведением господина, спросил его, в чем дело. Мастер, засомневавшись в своих чувствах ответил, что, наверное, стареет и поэтому уже начинает путаться в интуиции предостерегающией его об опасности. И тут парень-оруженосец признался, что стоя за спиной господина, подумал, что мог бы очень легко его убить, будь у него на то причины, нанеся неожиданный удар сзади, и Мунэнори не помогли бы тогда все его умения. Мунэнори на это улыбнулся и, довольный, что его интуиция по-прежнему на высоте, простил юноше его грешные мысли.

Об этом случае прослышал сам сёгун Токутава Иэми-цу и решил устроить мастеру Мунэнори проверку. Он пригласил его к себе в дом якобы для разговора, и Мунэнори, как и следует самураю, почтительно присел у ног правителя. Иэмицу заговорил с ним и во время разговора совершенно неожиданно набросился на мастера Мунэнори с копьем. Но движение сёгуна не было для мастера неожиданным — он сумел почувствовать его «нехорошее» намерение гораздо раньше, чем тот его осуществил, и поэтому сразу же сделал Иэмицу подсечку, и сёгун был опрокинут, так и не успев понять, что же произошло, и конечно не успел даже замахнуться своим копьём для осуществления удара. После этого случая слава о умениях Мунэнори распространилась повсеместно.

Легенда о самом необычном поединке мастеров ножевого боя.

Согласно сказаниям однажды в Японии произошел достаточно интересный случай, связанный с катаной. Случилось это в XIV веке между Масамунэ и Мурамасой – наиболее известными оружейниками того времени. Чтобы проверить насколько идеальны их боевые мечи оба оружейника вонзили катаны собственного изготовления в дно маленького осеннего ручья по которому резво плыли сорванные ветром листья. При этом лезвия катан были направлены против течения ручья. Листья, которые дотрагивались до лезвия катаны, принадлежавшей Мурамасе, рассекались на две части. В то время как листья, подплывавшие к лезвию катаны Масамунэ, не прикасались к нему, а огибали, даже не притронувшись. После этого Мурамаса сказал, что этот поединок он проиграл , ведь, как гласит философия меча в Японии, меч не должен являться оружием, несущим опасность и жестокость. Он является оружием, приносящим мир, и главное предназначение катаны – это делать всё возможное, чтобы не дать начаться войне.

Установки религии буддизма гласили что предназначение любого меча – это приносить мир, а не начинать войну. Для каждого японского самурая меч является воплощением прямодушия, верности самому себе и чести. В средневековье японцы верили, что у любого меча есть своя волшебная сила чтобы победить зло. Отдавая честь духу оружия, катану ложили возле постели умершего человека и возле кроватки новорожденного для того, чтобы к ним не подступились злые духи. Каждый мастер, прежде чем приступить к ковке меча, молился синтоистским богам, чтобы они помогли ему сделать хорошую катану. Каждый самурай обязан был заботиться и оберегать свой меч, никогда не расставаться с ним и ничем не опозорить его.

Современная ценность японских мечей.

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции совместно приняли решение о уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства историков и экспертов в оружии, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную культурную ценность, приказ изменили. Тогда было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей», одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии был принят закон «О культурном достоянии», в котором определялся порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации. Система и процесс оценки меча очень многоступенчата и начинается с присвоения низшей категории исторической ценности и заканчивается присуждением высших титулов произведениям искусства (два наивысших титула присваиваются и находятся в компетенции министерства культуры Японии. Такие мечи являются национальным достоянием Японии и не вывозятся из страны).

Иерархия титулов начиная с наивысшего выглядит так:
- национальное сокровище («кокухо»). Данный титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке чуть менее 20;
- важное культурное достояние. Этот титул имеют чуть менее 900 мечей;
- особо важный меч;
- важный меч;
- особо оберегаемый меч;
- оберегаемый меч.


По законодательству современной Японии гражданину можно хранить зарегистрированный меч, но только с одним из вышеуказанных титулов. Если же данное правило несоблюдено - меч подлежит конфискации как вид оружия. Так как один меч может являться культурным наследием семьи владельца и передаваться из поколения в поколение считаясь реликвией. Качество каждого меча обязательно сертифицируется «Обществом по сохранению художественных японских мечей» (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение на каждое оружие в отдельности. На сегодняшний день в современной Японии принято оценивать японский меч не сталько по техническим характеристикам, эффективным боевым предназначениям, сколько по критериям, применимым к настоящему произведению искусства. Настоящий японский меч затачивается с одной, выпуклой, стороны, а вогнутая сторона служит своего рода "щитом" во время фехтования. Особые технологии многослойной ковки делают меч поразительно крепким и острым и учитывая очень долгую и трудоемкую работу по его производству, его стоимость очень велика. В тоже время древний меч, созданный великим мастером и являющимся культурным наследием стоит целое состояние.

Следует также отметить что распределение мечей между сыновьями владельца в древней Японии всегда оговаривалось специальной строкой в завещаниях самураев. Сегодня любое японское оружие, в частности и катана, классифицируется по длине клинка, каждый вид меча имеет свое название. К основным типам относятся: «нодати» - двуручный меч с длиной клинка более 84 см; «тати» - придворная сабля самурая с клинком как у катаны, но более пышным декоративным оформлением; «тинса-катана» — придворная сабля длиной до 61 см; «вакидзаси» - являлась парой к катане или тати, длиной до 51 см; «танто» - боевой нож, который часто носили вместо вакидзаси, с клинком в 28-40 см, и «кайкен» - женский нож с прямым клинком 8-16 см.

Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

   
| Воскресенье, 26. Февраля 2017 || Вся оригинальная информация защищена авторскими правами © knife.kiev.ua |
.